Деятельность школьного психолога обычно осуществляется по следующим направлениям:
— психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
— психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— психологическая диагностика – углубленное психолог-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
— психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, классных руководителей и родителей. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час) также входят в компетенцию психолога.
— консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Психолог работает с:
- Учениками;
- Их родителями или опекунами;
- Учителями.
Циклограмма специалиста включает в себя:
- психологическую диагностику,
- групповую работу с учащимися разных классов,
- индивидуальное консультирование в кабинете,
- просветительскую работу с родителями,
- работу с методической литературой и консультирование педагогов,
- работу с документацией.
Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый ученик, родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой или просить о помощи относительно ребёнка.
Безопасность и конфиденциальность — на этих принципах строится работа психолога. Это важно понимать и донести родителям своим детям, которые, к сожалению, зачастую не доверяют именно школьному психологу.
Помочь позволит знание о том, что психолог — фигура беспристрастная. Это значит, что специалист рассматривает ситуацию с разных сторон, изначально не занимая какую-то из них.
И в заключении хочется сказать, что обращаться к психологу – это нормально!
С каждым днем все больше людей доверяют свои переживания не друзьям или случайным попутчикам, а профессионалу, в чьей компетенции не только выслушать жалобы, но и подобрать ключ к проблеме.