Адаптация – большая работа, которую совершает наша психика.
Основные процессы:
- Изучить новую реальность.
- Попробовать разные стратегии, как они будут в этой реальности работать.
- Проанализировать результаты.
- Отобрать более выигрышные стратегии, которые будут в этой реальности позволять удовлетворить нам наши потребности.
Адаптация очень энергозатратна.
Чем больше разница между «до» и «после», тем больше сил нужно на то, чтобы справиться.
Легче справляется с адаптацией тот, кто входит в нее в ресурсном состоянии: кто хорошо отдохнул за каникулы, у кого было что-то интересное за это время.
Хоть и кажется, что нужно ребенка заставлять на каникулах что-нибудь делать, чтобы он не отвык, в действительности необходимо обеспечить хорошее состояние к моменту выхода в школу: чем оно лучше (здоровее, ресурснее, расслабленнее), тем легче пройдет адаптация, тем больше будет сил, чтобы справиться с адаптационной нагрузкой.
Важно сопровождать адаптационную нагрузку не только издержками, но и удовольствиями:
- новые школьные принадлежности;
- новые права в связи с тем, что ребенок повзрослел на год (больше относится к летним каникулам);
- обсуждение с ребенком того, что он увидится со школьными друзьями;
- для малышей – новые игрушки, для тех, кто постарше, – свой телефон, планшет и т.д.
Чем больше будет плюсов в адаптационный период, тем легче он пройдет.
Советы учителям:
• мягко входить в учебный материал
• завышать оценки в первый день учебы
• связать учебные знания с практическими, бытовыми навыками
• использовать игровые элементы, материализовывать артефакты поощрения
• стать другом, способным понять, оказать поддержку.
Советы ученикам:
- Режим дня (сон 8 часов).
- Правильное питание и достаточное количество витаминов.
- Физическая нагрузка и прогулки каждый день.
- Общение с друзьями после школы.
- Приятные стимулы на выходных после качественной трудовой недели.